Этот алгоритм, разработанный сертифицированым учителем Google Кэти Шрок, будет полезен не только школьникам, но и всем, перед кем стоит задача поиска информации по незнакомой теме:
- Написать на листе ключевые слова интересующей темы.
- Сформулировать вопрос, который бы не был слишком широким или слишком узким.
- Перечислить все ресурсы для поиска информации: специализированные сайты, подписки, экспертов в этой области.
- Провести поверхностный поиск, чтобы убедиться, что на этих ресурсах действительно есть информация по теме.
- Если это необходимо, переформулировать вопрос.
- Начать углублённый поиск. При этом анализировать достоверность информации, её обоснованность.
- Сохранять найденную информацию с указанием источников.
По мере развития информационной грамотности часть пунктов начинает выполняться автоматически, но если перед вами стоит задача сложного поиска, полезно всё разложить по полочкам именно таким образом.
Поисковики становятся всё «умнее», и это не всегда на пользу вашим исследованиям. Так, Google формирует результаты поиска на основе ваших предыдущих запросов и посещённых страниц. Чтобы обойти это и получить результаты, которые соответствовали бы актуальности информации, а не вашим привычным интересам, нужно в инструментах поиска выбрать «все результаты» и отметить «дословно».
Один из самых полезных навыков в онлайн-поиске — умение критически оценивать информацию. О важности этого умения должен знать каждый, кто хоть раз пытался найти в Интернете сведения, от которых напрямую зависели важные решения: медицинские, правовые и т.д.. Вот пять вопросов, на которые необходимо ответить при чтении любой статьи:
- Кто её автор и является ли он экспертом?
- Является ли то, о чём говорит автор, главной темой данного сайта?
- Когда сайт был создан и когда обновлялся? Есть ли дата публикации статьи?
- Откуда пришла эта информация?
- Почему эта информация подходит для моих целей?
Пишет ли школьник небольшой реферат или академик научную статью, важно знать, что материалы в сети защищены авторскими правами.
У любого контента в Интернете — текста, изображений или видео — есть автор. С помощью лицензии Creative Commons, которую авторы размещают вместе с произведением, они могут обозначить, как именно разрешается использовать продукт: можно ли использовать его в коммерческих целях, можно ли вносить изменения или использовать для создания другого продукта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий